Встречается ли в современных школах буллинг и как ему противостоять: мнение томских педагогов и психологов
Существует ли буллинг в современной школе, легко ли его выявить и, самое главное, как помочь тем, кто с ним столкнулся? На эти вопросы отвечали психологи и педагоги в программе "Родительская школа" на "Радио России". Напомним, ранее сообщалось, что по результатам опроса, проведенного аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Томской области, около 6% процентов респондентов признались, что их в школе травят. Еще четверть опрошенных указали, что сталкивались с травлей в какой-либо роли. Участие в анкетировании приняли более 5800 школьников нашего региона.
Как выявить буллинг
По словам специалистов, и конфликты, и травля в школе существовали всегда, это не новое явление. Добавились только некоторые их разновидности, например, кибербуллинг, когда травля ведется в интернете. Также специалисты отметили, что наблюдается и такое явление, как мобинг - то есть, когда целый класс объединяется против одного ученика и старается выдавить его из общей среды.
Буллинг, отмечают специалисты, как правило, не остается незамеченным. Ребенок, которого травят, становится замкнутым, у него часто порваны вещи, не в порядке канцелярские принадлежности. Дома он нередко стремится как можно больше времени проводить в одиночестве, у него падает мотивация к учебе. Заметить это могут и педагоги, и родители.
По словам руководителя Центра поддержки семьи ТГПУ Евгении Дергачевой, не всегда родители готовы признать, что такое явление, как буллинг, существует. И ребенок самостоятельно справиться с ним не сможет. С другой стороны, иногда родители начинают вести себя неконструктивно, не до конца разобравшись в ситуации. Например, писать заявления в полицию.
Как помочь
При этом, и психологи, и педагоги уверены, с таким явлением, как буллинг, вполне можно справиться.
Помочь разрешить ситуацию с буллингом могут школьные психологи или службы Кто и как должен решать школьные конфликты: о работе служб примирения в Томскепримирения. Такие сегодня есть во многих школах, в их составе не только взрослые, но и дети.
По словам педагога-психолога средней общеобразовательной школы № 42 Томска Натальи Дегтяревой, в каждом учебном заведении существует алгоритм, как педагогам действовать в ситуации буллинга.
Также специалисты советуют родителям выработать спокойную, взвешенную позицию по отношению к происходящему. И постараться выстроить сотрудничество с педагогами, чтобы разрешить ситуацию.
Добавим, получить консультации по поводу буллинга и других школьных проблем можно в томском центре "Семья" и в Центре поддержки семьи ТГПУ. В центре "Семья" в начале февраля стартует проект "Разговорная линия", где специалисты будет консультировать родителей по разным вопросам. Узнать о проекте подробнее можно на сайте центра. Также можно обратиться за консультацией в ресурсный центр "Согласие" - проблемами буллинга в центре занимаются уже несколько лет, за помощью к специалистам центра нередко обращаются и педагоги.