Лента новостей
{{ news[0][1][0].date2 }}{{ news[0][1][0].title }}
{{ ( news[0][1][1] ) ? news[0][1][1].date2 : news[1][1][0].date2 }}{{ ( news[0][1][1] ) ? news[0][1][1].title : news[1][1][0].title }}
{{ ( news[0][1][2] ) ? news[0][1][2].date2 : news[1][1][1].date2 }}{{ ( news[0][1][2] ) ? news[0][1][2].title : news[1][1][1].title }}
{{ n[0] | datetitle }}
{{ ln.date2 }}

Кто и как должен решать школьные конфликты: о работе служб примирения в Томске

02.06.2021, 20:27
tvtomsk.ru
Поделиться:

Школа - не только место, где получают знания. Еще здесь учатся строить отношения, взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе. И, поскольку в одном месте собирается много детей и подростков, нередко возникают конфликты. Кто-то кого-то обозвал, толкнул - все это может привести к серьезным ссорам и обидам друг на друга. Поэтому, отмечают специалисты, на подобные вещи необходимо правильно и вовремя реагировать.

«Бывают безобидные, на первый взгляд, игры, однако они могут привести к порче имущества. Распространен в школах и буллинг, разновидностей которого встречается больше десятка. В практике работы с правонарушениями несовершеннолетних, или конфликтных ситуациях, как правило, речь идет о карательном подходе – наказании. При этом сегодня очень важно использовать в воспитании обучающихся альтернативные способы разрешения конфликтов, способствующие формированию безопасной образовательной среды»,
– рассказала корреспонденту tvtomsk.ru педагог-психолог, руководитель школьной службы примирения школы № 30 г. Томска Евгения Башлыкова.

Одним из таких альтернативных способов является медиация, она предполагает разрешение конфликта путем переговоров. Службы медиации как раз и называют службами примирения. Механизм работы таких служб выглядит примерно так: сначала проводятся индивидуальные встречи с каждым участником возникшего конфликта. После этого, когда участники изъявляют готовность, они встречаются уже друг с другом, каждый рассказывает о своих чувствах, о том, как он видит ситуацию. С помощью медиатора ребята принимают решение и договариваются, как вести себя в дальнейшем. 

«Важно выслушать две стороны, показать, что и у обидчика есть чувства. Не всегда встреча заканчивается примирением. Иногда подростки четко проговаривают, что не хотят общаться, но при этом принимают решение взаимодействовать по мере необходимости, например, при групповой работе, так как они одноклассники. Здесь важно именно договориться о том, как в дальнейшем действовать по отношению к друг другу. Например, однажды у нас в школе ученицу седьмого класса на уроке оскорбил одноклассник. Девочка не смогла ответить у доски, а он выкрикнул неприятное слово. Учитель сделал замечание, но обида осталась. Девочка расстроилась - тему она знала, но растерялась, так как дома у нее возникли проблемы с родителями. Мы поговорили с мальчиком, он сказал: ну вырвалось, знаете, какие у меня проблемы?! Эта фраза стала ключевой. Девочка сказала: ты думаешь, только у тебя проблемы? Мальчик тут же спросил: а что у тебя случилось? И принес свои извинения, было видно, что на этот раз они искренние»,
– рассказала Евгения Башлыкова.

ФОТО: pixabay.com

Немного истории

Первые службы примирения в Томске появились в 2014 года. Тогда их организовали у себя 13 школ, рассказала методист по детской и подростковой психологии Информационно-методического центра Томска, главный внештатный психолог города Алла Тимофеева. Сегодня в состав большинства служб примирения входят не только взрослые, но и школьники. И педагоги, и дети проходят специальное обучение. Ведь медиатор должен уметь вести беседу, задавать вопросы так, чтобы понимать, что именно произошло. Бывает, что в работу школьной службы примирения включаются и родители. 

«Школьники проходят обучение, которое чаще всего организуют кураторы службы на базе своей школе. В течение пяти лет, пока не началась пандемия, для юных волонтеров во время осенних и весенних каникул на базе центра «Солнечный»  проводились профильные смены «Школьная медиация», на которых ребята знакомились с основами медиации, методами активного слушания, пробовали разрешать конфликтные ситуации под руководством опытных медиаторов»,
– рассказала Алла Тимофеева.

В конце мая в Томске состоялся уже четвертый Слет юных медиаторов Томска и Томской области, в рамках которого прошел финал конкурса на лучшую школьную службу примирения. Такой оказалась служба примирения школы "Эврика-Развитие". Организаторами слета и конкурса являются Информационно-методический центр Томска и АНО «Ресурсный центр «Согласие», которые в течение нескольких лет помогают школам создавать школьные службы медиации, обучают педагогов и развивают движение юных волонтеров в Томске и Томской области.

Психолог или медиатор: в чем разница?

По мнению школьного психолога Евгении Башлыковой, психолог может быть медиатором, а медиатор не обязательно должен быть психологом. Как отметила социальный педагог ресурсного центра "Согласие" Анастасия Власкина, у медиаторов и психологов разные задачи. 

«У психологов другие методы, у них разрешение конфликта - не основная задача»,
– пояснила Анастасия Власкина.

Для медиатора главный объект работы – предмет спора: порча имущества, оскорбление и т.п.  Задача медиатора – не искать виноватых и не назначать наказание, а организовать ведение переговоров. При этом, бывает случаи, когда возникший конфликт для кого-то из участников - лишь верхушка айсберга и требуется более глубокая работа. Тогда подключается психолог.

«Часто процедуры медиации бывает достаточно для того, чтобы решить конфликт. Но в моей практике школьного психолога есть такие случаи, когда, участвуя в разрешении конфликта как медиатор, я увидела более глубокие проблемы, требующие моего участия как психолога»,
– рассказала психолог школы № 30 Томска Евгения Башлыкова.

Кстати, службы примирения помогают разрешать не только конфликты, которые возникают между школьниками. Бывает, что непонимание возникает между ребенком и родителями. В этом случае, при согласии родителей, службы примирения могут способствовать тому, чтобы наладить взаимопонимание.

«Чаще всего подростки остро реагируют на претензии со стороны родителей - учиться, убираться и так далее, а родители не знают, как донести до ребенка мысль, что они заботятся о нем, о его будущем. Часто подростки говорят «Мне надоели постоянные ссоры с родителями». При согласии родителей на помощь приходит школьная служба примирения. В первую очередь, это сложно для самого родителя - составить диалог со своим ребенком в присутствии третьей стороны, но радует, что в большинстве случаев родители готовы к такой работе. Это ведь и возможность по-другому взглянуть на своего ребенка. Увидеть, что он может самостоятельно во многом разобраться»,
– рассказала Евгения Башлыкова.

Охотно ли школьники идут на работу с медиатором? По словам Евгении Башлыковой, чаще да. Некоторое упорство могут проявлять ученики начальной школы, но и они потом все-таки соглашаются. Психолог отмечает, что иногда важно суметь посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, о которой человек раньше не задумывался, увидеть ее глазами другого участника конфликта.

«Хотелось бы рассказать об одном случае, который является очень хорошей иллюстрацией того, как дети после проведения медиации по-другому начинают воспринимать ситуацию. Четвероклассницы после завершении процедуры медиации рассматривали коллаж о службе примирения в кабинете психолога. Девочки обратили внимание на картинку «Правды нет, у каждого она своя», где два человека с разных сторон смотрят на цифру: для одного это 6, для другого 9. Одна девочка воскликнула: «Я знаю, как решить задачу! Им нужно поменяться местами, чтобы увидеть, как одна цифра по-разному может выглядеть с разных сторон». Нашим детям не чужды сострадание, уважение, доверие. Они способны найти верное решение, им просто нужно помочь, научить правильно действовать в разных ситуациях»,
– отметила Евгения Башлыкова.


Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
WhatsApp для ваших новостей +7 903 915 42 10
68418
9
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

{{ inf.title }}

{{ inf.date1 }}, {{ inf.date2 }}
{{ inf.source }}
Поделиться:
{{ inf.photo_info }}
{{ inf.full_story }}
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Предложить новость:
Отправить
Предложить новость:
Ваше сообщение принято, благодарим за обращение!