Томские ученые «поймали» бактерию, которая смогла бы жить на Марсе

03.04.2019, 12:23
ФОТО: tsu.ru

Микробиологи ТГУ первыми в мире выделили из глубинных подземных вод бактерию Desulforudis audaxviator. В переводе с латыни ее название означает «смелый путешественник». Более 10 лет за этой бактерией «охотились» ученые разных стран. Повышенный интерес исследователей обусловлен тем, что микроорганизм получает энергию в условиях полного отсутствия света и кислорода. Как сообщает пресс-служба вуза, теоретически такой способ делает возможной жизнь в космосе, например, на Марсе.

"О существовании бактерии Desulforudis audaxviator, живущей глубоко под землей, стало известно более 10 лет назад, – рассказывает заведующая кафедрой физиологии растений и биотехнологий БИ ТГУ Ольга Карначук. – Ее генетический след нашли американские ученые. Они обнаружили ДНК микроорганизма в шахтных водах золоторудного месторождения в Южной Африке. Отбор проб производился на глубине от 1,5 до 3 километров, где нет ни света, ни кислорода. Еще не так давно считалось, что жизнь в этих условиях невозможна, поскольку без света нет фотосинтеза, лежащего в основе всех пищевых цепочек. Но оказалось, что данное предположение ошибочно".

Одним из ярких подтверждений этого являются «черные курильщики», найденные на дне океана. Правда, в отличие от них Desulforudis audaxviator обитает под землей в полном одиночестве – кроме ее ДНК чужих следов в пробах не найдено. После публикации статьи американских исследователей в журнале Science ученые разных стран начали «охоту» на бактерию. Ее ДНК обнаружили в пробах воды в Финляндии и в США, но «поймать» саму бактерию никому не удавалось. Одно из предположений, объясняющих это, заключалось в том, что бактерия делится раз в тысячу лет.

Однако российские ученые - микробиологи ТГУ - смогли выделить Desulforudi saudaxviator. Ее нашли в подземных водах термального источника, расположенного в Верхнекетском районе Томской области. В поисках "странника" ученым помог наработанный ранее большой практический опыт по выделению сложных сульфатредуцирующих бактерий.

Спустя некоторое время после этого ученым удалось выделить бактерию и получить новые данные о ней. Во-первых, стало известно, что бактерия делится не раз в тысячу лет, а раз в 28 часов, то есть практически ежедневно. Во-вторых, выяснилось, что Desulforudis audaxviator практически всеядна: в лаборатории микробиологов она «ела» сахар, спирт и многое другое. В-третьих, ученые выявили у «смелого путешественника» структуры, которые, видимо, и помогают ему странствовать по всему миру, – мельчайшие пузырьки – газовые вакуоли, похожие на плавательный пузырь рыб. Однако пути передвижения бактерии пока неизвестны. Пока гипотеза ученых заключается в том, что бактерия путешествует по воздуху, попадая с больших глубин в поверхностные открытые водоемы, и переносится с мелкими частицами аэрозоля.

Еще один удивительный факт – геном бактерии, найденной в Сибири, практически идентичен ДНК «путешественника» из Южной Африки.