Лента новостей
{{ news[0][1][0].date2 }}{{ news[0][1][0].title }}
{{ ( news[0][1][1] ) ? news[0][1][1].date2 : news[1][1][0].date2 }}{{ ( news[0][1][1] ) ? news[0][1][1].title : news[1][1][0].title }}
{{ ( news[0][1][2] ) ? news[0][1][2].date2 : news[1][1][1].date2 }}{{ ( news[0][1][2] ) ? news[0][1][2].title : news[1][1][1].title }}
{{ n[0] | datetitle }}
{{ ln.date2 }}

Как подготовить первоклашку к школе: советы томского психолога

21.08.2023, 09:39
tvtomsk.ru
Поделиться:

В августе все родители начинают хлопотать о сборах в школу: покупают новую канцелярию, подбирают удобную форму. Однако идеально собранного ранца 
недостаточно. Необходимо подготовить не только сумку в школу, но и самого ребенка. Особенно, если он первоклассник. Кандидат психологических наук Елена Файзуллаева, доцент Института детства и артпедагогики ТГПУ, рассказала корреспонденту "Вести. Томск", чем сопровождается процесс адаптации ребенка к школе и как сделать его оптимальным.

Во сколько лет отдать ребенка в школу?

Первый вопрос, который возникает у родителей еще на этапе, когда ребенок ходит в  детский сад, – во сколько лет лучше отдавать чадо в школу? Одни из благих побуждений, чтобы ребенок на год раньше закончил обучение, стремятся отдать в шесть лет. Другие, также из благих побуждений продлить детство, выбирают поступление в школу в семь, а то и в восемь лет. Но какой же из двух вариантов наилучший?

«Ребенок в физиологическом возрасте проживает свое детство, просто бывают сценарии благополучного и неблагополучного проживания. Есть возраст, допустимый для поступления в первый класс – от 5,8 до 8 лет. Все зависит от индивидуального уровня развития ребенка. Например, если у ребенка идет активное физиологическое и психическое развитие, он проявляет психологическую зрелость, то его, действительно, можно отправить в школу пораньше. Нет единого "рецепта", во сколько лет стоит отдавать ребенка в первый класс: все зависит от его индивидуального развития. Определить уровень подготовки ребенка к школе поможет детский психолог»,
– рассказала специалист.

Кроме того, как утверждает психолог, существует феномен "доигрывания", когда игровая деятельность продолжает присутствовать в жизни ребенка. Так ребенок известными способами проживает свои впечатления и бессознательно прорабатывает стрессовые ситуации для себя. Многие специалисты говорят, что в младшем школьном возрасте игра остается ведущим видом деятельности, несмотря на то, что появляется еще и учебная.

Позитивная и негативная социализация ребенка

Смена обстановки, новые правила, новые люди — это всегда стресс для первоклассника. И то, как ребенок пройдет это испытание для своей психики, зависит от действий и усилий родителей, педагогов и психологов. В 7 лет у ребенка наступает второй крупный кризис в жизни, когда психика перегружена и порой не выдерживает сменяющихся обстоятельств.

«Переход в школу из детского сада, безусловно, можно назвать стрессом, потому что 
меняется одна среда на другую. В любом случае, человек испытывает разные состояния, попадая в "новизну". И если ребенка грамотно подготовить в дошкольном возрасте с точки зрения выстраивания правильной коммуникации, саморегуляции и мотивации, то такой стресс для него станет со знаком "плюс" и замотивирует его к достижению успешных образовательных результатов»,
– утверждает Елена Файзуллаева.

Кто-то приветствует изменения, готов к ним. Такого ребенка специалисты назовут 
позитивно социализированным. Как правило, он находится в предвкушении от перехода в первый класс и проявляет психологическую готовность к новому этапу социализации.

Но есть дети, для которых переход в первый класс является стрессом в негативном 
ключе. На это во многом влияют взрослые, которые окружают ребенка. Негативные 
установки и убеждения родителей или педагогов непосредственно влияют на то, как 
пройдет процесс адаптации первоклассника к школе. И если чадо регулярно подвержено стрессу, у него могут появиться даже невротические и эмоциональные нарушения: различные хаотичные стереотипные движения, крики, отказ от еды или переедание.

Адаптация к школе

Процесс адаптации обычно сопровождается физиологическими и психологическими 
состояниями. При любом варианте у ребенка может быть повышенная возбудимость, на этом фоне – нарушения сна, аппетита, речевая и двигательная расторможенность или заторможенность. Это – временные реакции, и если подготовить ребенка и оказать поддержку, то все стабилизируется быстрее. 

В своих проявлениях ребенок может стать более капризным, с эмоциональными 
всплесками или, наоборот, замкнуться. Для профилактики этих проявлений родителям важно обсуждать с ребенком его состояния, события в его жизни. И лучше начать это делать до того, как он пойдет в школу.

«Необходимо вводить это общение, чтобы ребенок знал, что его всегда поддержат, 
выслушают. Стресс не закрепляется в психотравму, если о событии ребенок расскажет в ближайшее время тому, кому доверяет. Родителям важно грамотно оказать поддержку ребенку, пояснить, что за опыт он получил, показать пользу от этого, указать на то, что случившееся сделало его сильнее»,
– предлагает психолог.

За некоторое время до начала учебного года можно вместе с ребенком погулять у школы, на школьном дворе, понаблюдать, зайти в здание, показать и рассказать ребенку, что и в каком месте происходит. Таким образом родители знакомят будущего первоклассника с пространством, в котором он будет проводить много времени, что также снизит стресс и переживания.

Хорошо работает и личный опыт родителя. Можно показать ребенку свой школьный 
альбом, своих одноклассников из начальной школы, рассказать веселые истории.

«Расскажите ребенку о своих трудностях, как вы их преодолели. Расскажите о ручке 

волшебной, тетрадке послушной, дневнике-помощнике, как об особенных предметах для человека, который начинает новое для себя. Вообразите с ребенком, что он – сильный, смелый, отважный и умелый – идет в поход за новым. И найдет там друзей, новые интересные занятия. Для детской психики важны трансформационные процессы. Пусть все будет, как в игре, как в сказке. Тогда психика не пострадает»,

– рекомендует Елена Файзуллаева.

Не менее важно заботиться о соблюдении режима. Первоклашке необходим 
своевременный полноценный отдых, чтобы соблюдался баланс между интеллектуальной нагрузкой и свободным временем. Желателен активный подвижный отдых, релакс-практики – мамины мягкие прикосновения, вкусная полезная еда, ванны, прогулки, игры.

Есть и ряд действий, которых не стоит допускать в общении со своими детьми в этот 
сложный для них период. Не стоит оказывать давление на ребенка и использовать 
выражения "ты должен", " тебе надо", 'ты обязан". Важно, чтобы он сам, с собственным 
интересом шел в школу. Тогда он будет получать только положительные эмоции от нового этапа жизни.

Поступление ребенка в школу меняет образ и содержание жизни всей семьи. Это также стресс и для взрослых. Важно осознать, что жизнь состоит из переходов в новизну, 
поддерживать свой баланс состояний, настроения и помнить о том, что состояние близких взрослых оказывает влияние на ребенка. Лучше, легче и мягче адаптация пройдет, если вся семья будет внимательно относиться друг к другу и проявлять заботу друг о друге на всех уровнях.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter
ВАКАНСИЯ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
Читайте и смотрите нас в Telegram!
87894
9
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

{{ inf.title }}

{{ inf.date1 }}, {{ inf.date2 }}
{{ inf.source }}
Поделиться:
{{ inf.photo_info }}
{{ inf.full_story }}
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
Читайте и смотрите нас в Telegram!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Предложить новость:
Отправить
Предложить новость:
Ваше сообщение принято, благодарим за обращение!