Лента новостей
{{ news[0][1][0].date2 }}{{ news[0][1][0].title }}
{{ ( news[0][1][1] ) ? news[0][1][1].date2 : news[1][1][0].date2 }}{{ ( news[0][1][1] ) ? news[0][1][1].title : news[1][1][0].title }}
{{ ( news[0][1][2] ) ? news[0][1][2].date2 : news[1][1][1].date2 }}{{ ( news[0][1][2] ) ? news[0][1][2].title : news[1][1][1].title }}
{{ n[0] | datetitle }}
{{ ln.date2 }}

Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый

11.08.2022, 11:21
tvtomsk.ru
Поделиться:

Последний летний месяц очень богат не только щедрыми дарами природы, но и православными праздниками, Спасами. Слово "Спас" означает Спаситель или по-другому Иисус Христос. В честь него и были названы летние торжества, которые традиционно празднуются христианами.

  • Медовый Спас (отмечают 1 августа (ст. ст.)/ 14 августа (н.ст). Это торжество носит названия Первого, или Мокрого Спаса, Лакомки, Медового праздника).
  • Яблочный Спас (празднуют 19 августа; православные христиане в этот день вспоминают Преображение Господне).
  • Ореховый Спас (празднуют 29 августа, в православии этот день ознаменован праздником Нерукотворного Образа Иисуса Христа).
«Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают»,
– говорили в старину.

На Руси всегда уважали тех, кто на поле трудился и хлеб растил. Празднуя любой Спас, русский человек в первую очередь имеет ввиду праздник земли, природы и урожая.

14 августа — Медовый Спас, или Спас на воде

Первый Спас имеет несколько названий: Спас на воде, Мокрый, или Медовый. Неизменно отмечается 14 августа, и совпадает с началом Успенского поста. В основе первого Спаса — праздник с длинным названием — Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице "для освящения мест и отвращения болезней". Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось все с чуда. В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.

В храме в этот день положено освящать воду, мед и мак, верующие причащаются.
Этот Спас еще называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мед.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название — Маковый, или Маковей. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

19 августа — Яблочный Спас, или Спас на горе

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате — Преображению Господню. Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

В этот праздник — день Преображения Господня — прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.

Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждет. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников.

В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды — своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.

29 августа — Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах

Считалось, что к этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.

С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.

Существует также церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.

Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.

На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.

В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.

После трех Спасов пора прощаться и с летом. Позади прекрасная пора, но впереди еще лучше. 

                                                       Подготовлено по материалам из открытых источников

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter
ВАКАНСИЯ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
Читайте и смотрите нас в Telegram!
78738
9
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

{{ inf.title }}

{{ inf.date1 }}, {{ inf.date2 }}
{{ inf.source }}
Поделиться:
{{ inf.photo_info }}
{{ inf.full_story }}
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
Читайте и смотрите нас в Telegram!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Предложить новость:
Отправить
Предложить новость:
Ваше сообщение принято, благодарим за обращение!