Томские ученые нашли способ нейтрализации запаха от сельхозсвалок

01.02.2022, 17:07

Томские ученые нашли способ нейтрализации неприятного запаха от отходов сельхозсвалок, сообщает пресс-служба Томского госуниверситета. Исследователи выяснили, какие именно бактерии служат источником неприятного запаха, и нашли простые и дешевые пути его нейтрализации. В частности, можно заменить одну из добавок, которую добавляют в пищу животных.

Отмечается, что около 50 % запаха дурно пахнущих веществ – это сероводород и летучие соединения серы, остальное – аммиак, мочевина. Микроорганизмы, которые производят сероводород, относятся к классу сульфатредуцирующих прокариотов – это разнородные анаэробные бактерии и археи. Для жизнедеятельности им не нужен кислород. «Виновники» запаха живут в кишечнике сельскохозяйственных животных и после переваривания пищи попадают в отходы.

Биологи ТГУ обнаружили, что виновник запаха - это бактерия Desulfovibrio desulfuricans. Одним из возможных путей её нейтрализации является использование ингибиторов – соединений, способных сдерживать развитие физиологических процессов. Однако для окружающей среды этот способ является недостаточно экологичным, и биотехнологи смогли найти другие подходы.

«Один из них заключается в изменении питания животных. Например, сейчас в качестве пищевой добавки им добавляют лизин в виде солей сульфата, который служит пищей и для сульфатредуцирующих бактерий. Лизин является незаменимой аминокислотой, важной для выработки ферментов и гормонов, а также формирования костей и мышц. Чтобы обеспечить животных нужным веществом, достаточно заменить сульфатные соли лизина на другие соединения, например, хлорид лизина. Это лишит бактерии нужного им питания и источника образования сероводорода»,
– говорится в сообщении.

Помимо этого малорастворимые сульфаты (сульфат кальция, гипс) используются и в подстилке животных, чтобы избежать излишней влажности. Изменение подсушивающих добавок в подстилке также способно значительно снизить интенсивность неприятного запаха.

WhatsApp для ваших новостей +7 903 915 42 10 Читайте и смотрите нас в Telegram!

WhatsApp для ваших новостей +7 903 915 42 10 Читайте и смотрите нас в Telegram!