Лента новостей
{{ news[0][1][0].date2 }}{{ news[0][1][0].title }}
{{ ( news[0][1][1] ) ? news[0][1][1].date2 : news[1][1][0].date2 }}{{ ( news[0][1][1] ) ? news[0][1][1].title : news[1][1][0].title }}
{{ ( news[0][1][2] ) ? news[0][1][2].date2 : news[1][1][1].date2 }}{{ ( news[0][1][2] ) ? news[0][1][2].title : news[1][1][1].title }}
{{ n[0] | datetitle }}
{{ ln.date2 }}

Университет прорыва: гуманитарные науки в цифровом пространстве. Ученые ТГУ о развитии человека

02.11.2021, 15:01
tvtomsk.ru
Поделиться:

«Приоритет 2030» - крупнейшая в России государственная программа поддержки и развития вузов. В первую группу победителей (среди исследовательских вузов) вошел Томский государственный университет. Он получит финансирование на создание нового научного знания в пяти прорывных направлениях, Одно из них – «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества». 

Открытия, совершенные наедине с чистым листом бумаги, становятся частью истории. Современный исследователь работает с большими данными в широком междисциплинарном поле, а прорывные идеи рождаются на стыке реальностей. Мощная трансформация происходит в социогуманитарных сферах, объектом которых является человек.

«В настоящее время мы наблюдаем расширение человека. Расширение человека когнитивное, когда у нас возникает множество цифровых платформ, искусственный интеллект. С другой стороны, мы наблюдаем биологическое расширение человека. Это и работа с живыми клетками, и это, например, экзоскелеты. И, наконец, третье - это медиакоммуникативное расширение человека. Теперь мы с вами оказываемся в ситуации, что буквально за год, за два, за три, мы должны адаптироваться к новой реальности. Так вот, на наш взгляд, социогуманитарное знание как раз должно помогать человеку реализоваться в новом технологическом укладе»,
– говорит Юлия Эмер, профессор, руководитель стратегического проекта ТГУ  "Социогуманитарный инжиниринг".

На пути к созданию искусственного интеллекта нужно, прежде всего, изучить интеллект человека. Он до сих пор во многом остается «терра инкогнита». Психологи, философы, лингвисты и социологи ТГУ совместно с биологами, математиками, физиками и IT-специалистами исследуют когнитивные процессы. Это память, внимание, скорость обработки информации, воля, воображение.

Современная психодиагностика обогащается, с одной стороны, экспериментами, с другой - математическими моделями, способными просчитать психику.  И это элементы искусственного интеллекта.   

«Прежде всего, мы должны обеспечить себя инструментом. Поэтому объекты искусственного интеллекта, который проектируем мы, касаются темы, в основном, развития человека. Для этого мы делаем технологии, аппаратурные, программные, для диагностики и развития когнитивных способностей человека»,
– говорит Дмитрий Баланев, декан факультета психологии ТГУ.

Психологи ТГУ исследуют процессы познания - то, каким образом человек решает задачи в цифровой среде.

«У нас есть такой тест, называется «Компромисс. Скорость. Точность». Задача в том, чтобы как можно точнее и быстрее нажать на этот кругляшок. На выходе мы получаем определенный след мыши. Это, скажем так, идеальный путь от А до Б, самый короткий, по прямой, а так выглядит реальный путь, который он нарисовал своей мышью»,
– говорит Виктор Шамаков, инженер-исследователь лаборатории экспериментальной психологии.

Такой след, как отпечаток пальца, индивидуален. Когда особенности человека отражены так наглядно, то понимание, а значит и коррекция когнитивных проблем, происходят быстрей. Если усложнить задачу, то это даст дополнительный импульс к развитию.

«Перед вами  - тренажер когнитивного развития человека.  Теперь её правая рука  стала как будто бы левой. Теперь та же самая задача, (написания какого-то слова, например, своего имени) становится совсем другой»,
– говорит Виктор Шамаков, инженер-исследователь лаборатории экспериментальной психологии.
«Найти середину, от неё сделать две диагонали. Проходим заново путь, который мы проходили, когда еще были маленькими и только учились писать. Непонятно, где верх, где низ, потому что мы в новой вселенной, в новом мирке, не понимаем, у нас потеряны ориентиры. Нам надо найти новые. Надо сделать прямую, найти середину. От нее сделать две диагонали»,
– говорит Анастасия Иванова, лаборант лаборатории когнитивных исследований и психогенетики.

Магистранты программы «Когнитивная психология и технологии» представили этот прототип тренажера на интенсиве по искусственному интеллекту «Архипелаг-2035». Высокую оценку экспертов получил и другой проект психологов ТГУ - по созданию сервиса, анализирующего цифровой след всей образовательной деятельности человека. Еще одно важное направление –проектирование нейроинтерфейсов. 

«Стали оператором WorldSkills, этого направления у нас в университете, и организуем внутривузовский, межвузовский чемпионат по нейроинтерфейсам. И психологи здесь вообще могут эффективно действовать и здесь нам помогают межпредметные связи. Удивительно, но когда радиофизики начинают работать с человеческим телом, как с источником биологических сигналов, как с устройством информации, которая может быть обобщена с точки зрения искусственного интеллекта, они как раз начинают действовать как психологи»,
– рассказывает Дмитрий Баланев, декан факультета психологии ТГУ

Значительная часть нашей жизни перемещается в онлайн пространство, где поток информации намного интенсивней. Физиологи, изучающие взаимодействие ментальных и физических нагрузок на молекулярном уровне, сравнивают жизнь в двух реальностях с работой вахтовиков или космонавтов, с подъемом альпиниста в гору. 

«Если эта адаптация происходит регулярно, человек будет постоянно подниматься вверх-вниз, вверх-вниз, будет развиваться процесс, который известен в физиологии как незавершенная адаптация. Это считается очень важным механизмом развития многих заболеваний. Если не принять меры для профилактики и исправления ситуации, она приводит к очень неприятным тяжелым последствиям. Мы сможем предложить какие-то наборы упражнений, которые помогут человеку более устойчиво выдерживать эти погружения в цифровой мир»,
– говорит Леонид Капилевич, зав. кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ТГУ.

Чтобы студент мог дольше сохранять концентрацию и полноценно воспринимать материал, могут быть предложены новые методики построения занятий.  В ТГУ появилось 12 аудиторий для гибридного обучения, на базе образовательной платформы АКТРУ.  В ближайшее время планируется открыть еще 10.

«Без интерактивных форм, без включения в обсуждение материала, без постоянного диалогического режима "вопрос-ответ", без элементов заданий, которые включают студента в работу ,конечно же не обойтись»,
– говорит Виталий Кашпур, заведующий кафедрой социологии ТГУ.

Фото предоставлено пресс-службой ТГУ.

Открытия в генетике и сфере искусственного интеллекта ставят перед наукой и обществом множество этических вопросов. Поэтому ТГУ создает базу для этической экспертизы научных проектов. Отправной точкой для развития этого направления стало открытие лаборатории когнитивных исследований и психогенетики, мегагрант, выделенный на создание первого в России реестра близнецов. Этот материал позволяет понять, как влияют на формирование человека гены и среда. 

Продолжением проекта стало создание в ТГУ Международного центра исследований развития человека. Им руководит создатель российского реестра близнецов, ученый с мировым именем Юлия Ковас. При ее участии учрежден консорциум «Доступная генетика», и Центр науки и этики, открывшийся в ТГУ. Здесь будут создаваться процедуры регулирования для стремительно развивающегося научного знания, за которым не успевает законодательство. 

«Мы живем в то время, когда общество должно формировать консорциумы, экспертные группы междисциплинарные, в которые входят генетики, биологи, когнитивные ученые, юристы, специалисты в области этики, философии, истории, которые должны обсуждать эти проблемы и решать. Такие группы формируются во многих странах сейчас. К такой группе относится и наш консорциум, который создан уже несколько лет назад. И здесь, в Томске, его представляет Институт этики и права, который входит в Центр исследований развития человека здесь в ТГУ»,
– рассказывает Юлия Ковас, директор Международного центра исследований развития человека, зав. лабораторией когнитивных исследований и психогенетики ТГУ.

Лаборатория лингвистической антропологии ТГУ ведет фундаментальные языковые исследования с помощью программно-аппаратных комплексов, используя большие данные, а также создавая их. Сотни тысяч часов звучания устной речи носителей шорского, хакасского и татарского языков собираются в огромные корпуса текстов. Это многоуровневые структуры с детальной системой разметки. В технологичные методы исследований вовлечены языки малых народов Сибири. 

«Мы пятью органами чувств воспринимаем, видим, слышим, осязаем, вкус, запах. Это все обрабатывается в когнитивном механизме и каким-то образом выражается в языке. Как? Вот это один из главных вопросов, на который мы отвечаем. Все это рождается в нашем сознании. Наше сознание существует в нас, как в целостном организме, как в целостной личности, которая сформировалась в социуме. Все это лежит в основе нашей речи»,
– говорит Зоя Резанова, зав. кафедрой, общего славяно-русского языкознания и классической филологии ТГУ, доктор филологических наук, профессор.

По движению глаз можно понять, как воспринимают текст билингвы - те, кто с рождения владеет двумя языками.

Рауф Дусеев знает восемь языков, с детства говорит на татарском и русском. Но здесь он не только участник экспериментов, но и ученый, у которого есть опыт инженера, юриста и мечта стать лингвистом, осуществившаяся после 60 лет. Его главный интерес – глубокая этимология, дальнее родство языков.

«Меня все время не покидала мысль, как легко учить языки. По-татарски это йок  - нет, по киргизки - это джок. Меняй какие- то фонемы, звуки и будешь получать другой язык»,
– говорит Рауф Дусеев, сотрудник лаборатории лингвистической антропологии ТГУ.

Алгоритмы нейросети извлекают факты, например из пресс-релиза, проверяют на точность, сжимают информацию в несколько предложений и создают заголовок на их основе. Таковы этапы автоматической генерации новостей. Сервис «Word to news» создает команда бакалавров и магистрантов ТГУ. Здесь лингвисты работают вместе с математиками и программистами. 

Биг Дата Томского госуниверситета обеспечена суперкомпьютером. Одним из первых проектов Центра прикладного анализа больших данных ТГУ стал поиск талантливых абитуриентов в соцсетях. Ведь цифровой след – это принятые решения и совершенный выбор, сфера интересов и проявление креативности. Анализ этой информации позволил предложить будущим студентам те пути развития, где они способны проявить себя по максимуму.

«Они учатся лучше. Среди них в два раза меньше отчислений после первых двух семестров.  Жизненные ценности, сфера интересов, как правило, совпадает с выбором профессии. А это очень важно, чтобы человек состоялся»,
–  говорит Артем  Фещенко, зав. лабораторией компьютерных средств обучения ТГУ.

Фото предоставлено пресс-службой ТГУ

Томский госуниверситет стал инициатором создания Национальной ассоциации университетского киберспорта. И 22 российских вуза подтвердили свое участие в этом кластере. Совместные проекты помогут формировать новые образовательные программы с элементами киберспорта и тестировать различные гипотезы в этой сфере.

«Проект называется тоже интересно – НАУКА, Национальная ассоциация университетского киберспорта. Открыть киберклассы, запустить академию, в которой можно готовить тренеров, использовать элементы киберспорта в образовательных программах»,
– говорит Вячеслав Гойко, директор Центра прикладного анализа больших данных ТГУ.

Революционный проект, поддержанный государством, укладывается в логику цифровой трансформации экономики. Аудитория киберспорта в России - 15 миллионов человек. Есть мировые победы наших команд. Для университета - это инструмент для решения образовательных и исследовательских задач. 

«Наша задача понять, как можно киберспорт, играя, например, по 40 минут в день, использовать для развития навыков командной игры, стрессоустойчивости, аналитического мышления. Для нас, все–таки, киберспорт – это классный объект исследований, где мы получаем гигантское количество информации о взаимодействии людей между собой»,
– говорит Вячеслав Гойко, директор Центра прикладного анализа больших данных ТГУ.

С помощью современных технологий можно изучать историческое наследие Сибири, которое хранится в текстах старых газет, книг, рукописей и других документах. Эти богатства хранятся в фондах Научной библиотеки ТГУ. 

«Это очень важный источник для исследований в нашем университете. Ежегодно десятки статей выходят на базе наших источников, пишутся курсовые, дипломные работы. И сегодня пришло время не просто получить доступ к этим материалам, но и получить инструменты для взаимодействия с этими источниками»,
– говорит Артем Васильев, директор Научной библиотеки ТГУ.

Фото предоставлено пресс-службой ТГУ

Таким инструментом стала платформа PRO.Сибирь. Она  содержит более 100 тысяч источников. Активней всего пополняется дореволюционная сибирская периодика. Ведь только в Томске было 90 газет и журналов. К масштабной работе по распознаванию старых текстов активно привлекают волонтеров. Развивать науку вместе с порталом может любой гражданин нашей страны.

«Волонтеры заходят на эту платформу. Я тоже являюсь волонтером, смотрю в своем личном кабинете задания. Здесь у меня есть задание – распознать газету «Сибирская жизнь». Как мы видим, автоматически программа очень плохо распознала это выпуск и задача волонтеров помочь»,
– говорит Артем Васильев.

Для осмысления вызовов цифровой реальности, ученые ведут диалог с художниками. Подписано соглашение о сотрудничестве в сфере искусствоведения и кураторства с Пушкинским музеем. Он стал стратегическим партнером для Института искусств и культуры ТГУ. 

«Сегодня мы объединяем усилия двух  ведущих интеллектуальных учреждений или институций нашей страны. Те возможности, которые в будущем продемонстрируют, как культура, наука, образование и просвещение работают вместе»,
– говорит Марина Лошак, директор государственного музея изобразительный искусств им. Пушкина.
«Делая ставки на прорывные направления, мы хотели вместе с визионерами, вместе с мыслителями, вместе с творческими выдающимися людьми осмыслить эти фронты – исследовательские, культурные, цивилизационные, антропологические»,
– говорит Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета.

На днях науки и культуры в ТГУ Пушкинский музей представили известные художники, искусствоведы и архитекторы. Их диалоги с учеными университета стали попыткой заглянуть за горизонт, обсудить версии будущего.

«Научное знание и жизнь человека науки каким-то странным образом близки той креативной смысловой стороне, которая присутствует  в искусстве. Поэтому арт-проекты, фестивальные, выставочные, концертные, привлечение художников  - это постоянная питательная среда для тех, кто здесь работает и тех, кто здесь учится.  Наш фестиваль «МуКа. Склады искусства», он про то, как современный художник осмысляет и пытается вдохнуть вторую жизнь в культурное наследие. Это инновации для городской среды, как по-новому можно жить с этими вещами. Вот за нашей спиной мостик, который был когда-то для томичей главным романтическим местом прогулок. Мы должны вернуть этому месту и этому объекту его значение, но в новой ситуации, в новой среде», 
– говорит Дмитрий Галкин, директор Института искусств и культуры ТГУ, доктор философских наук.

Местом проведения одного из самых резонансных арт-проектов Томска стала университетская роща. Через разные техники, решения и формы художники и дизайнеры создавали необычные смысловые элементы в классической среде. Некоторые работы стали федеральными хитами, как эти буквы на научной библиотеке. 

Социогуманитаное знание пересобирается именно сейчас, чтобы помочь человеку не потерять, а найти себя в стремительно меняющейся реальности. Чтобы именно человеческие ценности легли в основу создания алгоритмов цифровой эпохи. В такой фронтирной научной повестке Томский государственный университет пишет стратегию развития на ближайшие 10 лет.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
WhatsApp для ваших новостей +7 903 915 42 10
72160
9
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

{{ inf.title }}

{{ inf.date1 }}, {{ inf.date2 }}
{{ inf.source }}
Поделиться:
{{ inf.photo_info }}
{{ inf.full_story }}
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Предложить новость:
Отправить
Предложить новость:
Ваше сообщение принято, благодарим за обращение!