Более уверенные и требовательные: томские учителя о современных школьниках
Более уверенные, требовательные и знающие, чего хотят. Так учителя некоторых школ Томска говорят о своих учениках. В преддверии Дня Учителя корреспондент интернет-редакции "Вести-Томск" встретилась с педагогами. Разговор шел о школе, учениках, их родителях, о том, трудно ли сегодня быть учителем и чем все-таки привлекает эта нелегкая профессия.
История, учительская семья и диалог с детьми
Вера Гайдашова из учительской семьи. В школе работали ее мама, бабушка, сейчас работают брат и невестка, в педагогический колледж поступил двоюродный племянник. Сама она сначала преподавала в университете, но однажды ей предложили по совместительству быть учителем в томском Гуманитарном лицее. Спустя какое-то время, лицей стал ее основным местом работы.
В Гуманитарный лицей приходят учиться уже после 7 класса. Вера Андреевна преподает у 10-х и 11-х классов. "Малышей", как называет она восьмиклассников, не брала давно.
- В старших классах многие ребята уже знают, чего хотят. Как правило, сразу видно, кто хочет заниматься твоим предметом. В 8-х классах тоже такие есть, но не все в этом возрасте готовы к осознанному выбору. Хотя ученики, на мой взгляд, сейчас стали более уверенные. Не стесняются ставить перед собой амбициозные цели, многие говорят, что хотели бы поступить в столичные вузы или учиться за границей. Когда я только начала работать, а это был 2009 год, максимум, к чему многие стремились, это поступить, например, в ТГУ. Сейчас больше тех, кто готов выстраивать так называемую индивидуальную траекторию, участвовать в олимпиадах и так далее. Но думаю, что и само время меняется, у детей стало больше возможностей получить информацию, узнавать о программах и требованиях разных вузов.
- Сложно ли преподавать такой предмет, как история? Задают ли ученики такие вопросы, на которые не так просто найти ответ?
- Острых вопросов, как правило нет, многие можно предугадать. Но историю преподавать непросто. Сейчас появляется много информации, которая вбрасывается, без опоры на источник, на свидетелей. Я проговариваю с детьми, как следует к таким вещам относиться. И считаю, что должна быть четкая позиция по некоторым вопросам. Я, например, очень жестко отношусь к оценкам событий Великой Отечественной войны. И все-таки, на мой взгляд, сегодня историю преподавать легче, чем когда-то моим учителям, которые в постсоветское время оказались полностью дезориентированными, произошел полный слом ценностей. Но я благодарна им за то, что они сумели преподнести информацию так, что у нас не осталось ощущения, что нам что-то не досказали, обманули. К этому, наверное, мы и должны стремиться, не утаивать ничего, замалчивать что-то нельзя.
- Вы еще преподаете в ТГПУ. Много ли среди студентов тех, кто хочет работать именно в школе?
- Есть те, кто сознательно выбрал профессию педагога и готов идти в школу. Таких, как правило, сразу видно. Они легко устанавливают контакт с детьми, проходили практику в лагерях, работали вожатыми. Знаю, что многие выпускники вузов идут работать в школу после практики. 1 сентября мы видим их среди молодых коллег. Приятно узнавать, что молодые специалисты используют в своей работе то, чему научились, например, проходя практику, в том числе, здесь, в Гуманитарном лицее.
- Какой самый главный совет, который вы дали бы молодым педагогам?
- Обычно я говорю студентам и молодым специалистам: чтобы завоевать авторитет у учеников, их нужно удивлять. Дозированно, конечно. Использовать любую информацию - это может быть знание предмета, а может быть что-то из личного опыта. Часто советую: организуйте свой первый урок так, чтобы дети в вас влюбились, не захотели отпускать после практики. Пусть у вас будут какие-то именно ваши "фишки". Нужно искать свой стиль, никого не копировать. Дети чувствуют, когда педагог неискреннен, старается кому-то подражать и говорит что-то только потому, что так надо. Скрыть эмоции или незнание чего-то очень сложно.
- На ваш взгляд, со временем изменилось отношение к профессии учителя?
- Благодаря тому, что у меня в семье есть учителя разных поколений, я могу сказать, что чувствую разницу, как к учителям относились раньше и как сейчас. По рассказам мамы и бабушки, в "их" время авторитет учителя в семье был практически беспрекословный. Слова учителя не поддавались сомнению, критике и так далее. Сейчас все по-другому, авторитет нужно еще завоевать. И нередко сложнее это сделать не у учеников, а у их родителей. Надо сказать, что дети, порой, чаще умеют признавать где-то свою неправоту, возможно, ошибки, чем взрослые.
- Что самое сложное сегодня в профессии учителя?
- Большой объем бумажной работы. Наш лицей, конечно, хорошо оснащен в техническом плане. При этом на уроках я иногда наблюдаю, что дети устают от различных мультимедиа. Когда предлагаешь что-то полепить, поиграть, это вызывает больший интерес, чем возможность что-то посмотреть. Иногда, например, когда я предлагаю посмотреть какой-то учебный фрагмент, ребята даже могут попросить, чтобы я его сама пересказала.
- Много сегодня говорится о зарплатах педагогов. Есть ли возможность у учителей достойно зарабатывать?
- Зарабатывать возможность есть, но достойный уровень зарплаты достигается за счет дополнительных часов. А хотелось бы обойтись без жертв. Ведь учитель может потратить это время на что-то другое - на семью, на хобби. И дети в результате от этого выиграют - к ним придет отдохнувший человек, которому интересно то, что он делает.
Русский язык и проверка тетрадей: легко ли молодым педагогам в школе
Дарья Рудник преподает русский язык и литературу в гимназии № 55 города Томска. Пришла сюда больше трех лет назад, школа - ее первое место работы после университетской скамьи. Говорит, что профессию учителя выбрала сознательно - тянуло еще с детства.
- Что для вас самое сложное в вашей работе?
- Наверное, то, что она отнимает очень много сил и времени. Предполагаю, что, в том числе, из-за этого молодежь не слишком стремится работать в школе, многие не выдерживают. У меня еще специфика предмета такая, что приходится проверять очень много тетрадей. Возможно, поэтому и такая острая нехватка учителей русского и математики - после рабочего дня в школе остается проверка тетрадей. Трудно "вклинить" в работу еще хоть что-то для себя. Сейчас вот решила походить хотя бы на тренировки.
- Как вас приняли ваши ученики? Легко ли было завоевать у них авторитет?
- Сначала восприняли не очень серьезно. Но задача учителя - показать, кто учитель. От человека многое зависит. У меня не возникает особых проблем с дисциплиной. Но слышала от коллег, что такое случается. Это тоже на кого-то влияет, человек чувствует, что, возможно, не на своем месте и уходит. У меня есть еще классное руководство, к счастью, с родителями тоже повезло. Сразу меня восприняли, как учителя, обходимся без конфликтов.
- Чувствуете ли вы интерес детей к учебе?
- На мой взгляд, дети больше любят литературу. Возможно, потому что там можно как-то не напрягаться. С русским сложнее, там нужно много учить, а это не всегда интересно. К школьной программе по литературе интерес есть не всегда, хотя что-то свое ребята читают. Где-то к 9 классу появляется интерес к тем произведениям, которые мы изучаем. Например, ребята с удовольствием прочитали "Евгения Онегина", "Героя нашего времени", "Мертвые души". Сейчас посмотрим, как восьмиклассники воспримут "Капитанскую дочку".
- Что все-таки удерживает вас в школе?
- Когда видишь результат своей работы. Мне это важно. Приятно, когда слышишь, что дети вдруг начинают говорить твоими словами. В этот момент понимаешь, что что-то ты все-таки в них вложил. У нас есть классные часы, мы проводит в это время разгые беседы, в том числе, воспитательные. Это тоже возможность наблюдать, как формируется личность ребенка.
Добавим, Дарья Сергеевна Рудник стала победителем конкурса «Первые шаги в профессию-2021». А Вера Андреевна Гайдашова - один из лауреатов премии города Томска в сфере образования.