Лента новостей
{{ news[0][1][0].date2 }}{{ news[0][1][0].title }}
{{ ( news[0][1][1] ) ? news[0][1][1].date2 : news[1][1][0].date2 }}{{ ( news[0][1][1] ) ? news[0][1][1].title : news[1][1][0].title }}
{{ ( news[0][1][2] ) ? news[0][1][2].date2 : news[1][1][1].date2 }}{{ ( news[0][1][2] ) ? news[0][1][2].title : news[1][1][1].title }}
{{ n[0] | datetitle }}
{{ ln.date2 }}

Более уверенные и требовательные: томские учителя о современных школьниках

05.10.2021, 10:03
tvtomsk.ru
Поделиться:

Более уверенные, требовательные и знающие, чего хотят. Так учителя некоторых школ Томска говорят о своих учениках. В преддверии Дня Учителя корреспондент интернет-редакции "Вести-Томск" встретилась с педагогами. Разговор шел о школе, учениках, их родителях, о том, трудно ли сегодня быть учителем и чем все-таки привлекает эта нелегкая профессия.

История, учительская семья и диалог с детьми

Вера Гайдашова из учительской семьи. В школе работали ее мама, бабушка, сейчас работают брат и невестка, в педагогический колледж поступил двоюродный племянник. Сама она сначала преподавала в университете, но однажды ей предложили по совместительству быть учителем в томском Гуманитарном лицее. Спустя какое-то время, лицей стал ее основным местом работы. 

«Школа привлекла обратной связью от детей. В университете у меня были, в основном, поточные лекции, там это не так чувствуется. В школе больше общения. Поговорить можно и по предмету, и не только. Дети открытые, если тебе доверяют, многим готовы поделиться. Благодаря примеру мамы, бабушки, я представляла, что такое работа учителя. Видела, с какими трудностями можно столкнуться. Но видела и благодарность, которую проявляли к ним их ученики»,
– рассказывает Вера Андреевна.

В Гуманитарный лицей приходят учиться уже после 7 класса. Вера Андреевна преподает у 10-х и 11-х классов. "Малышей", как называет она восьмиклассников, не брала давно.

- В старших классах многие ребята уже знают, чего хотят. Как правило, сразу видно, кто хочет заниматься твоим предметом. В 8-х классах тоже такие есть, но не все в этом возрасте готовы к осознанному выбору. Хотя ученики, на мой взгляд, сейчас стали более уверенные. Не стесняются ставить перед собой амбициозные цели, многие говорят, что хотели бы поступить в столичные вузы или учиться за границей. Когда я только начала работать, а это был 2009 год, максимум, к чему многие стремились, это поступить, например, в ТГУ. Сейчас больше тех, кто готов выстраивать так называемую индивидуальную траекторию, участвовать в олимпиадах и так далее. Но думаю, что и само время меняется, у детей стало больше возможностей получить информацию, узнавать о программах и требованиях разных вузов.

- Сложно ли преподавать такой предмет, как история? Задают ли ученики такие  вопросы, на которые не так просто найти ответ?

- Острых вопросов, как правило нет, многие можно предугадать. Но историю преподавать непросто. Сейчас появляется много информации, которая вбрасывается, без опоры на источник, на свидетелей. Я проговариваю с детьми, как следует к таким вещам относиться. И считаю, что должна быть четкая позиция по некоторым вопросам. Я, например, очень жестко отношусь к оценкам событий Великой Отечественной войны. И все-таки, на мой взгляд, сегодня историю преподавать легче, чем когда-то моим учителям, которые в постсоветское время оказались полностью дезориентированными, произошел полный слом ценностей. Но я благодарна им за то, что они сумели преподнести информацию так, что у нас не осталось ощущения, что нам что-то не досказали, обманули. К этому, наверное, мы и должны стремиться, не утаивать ничего, замалчивать что-то нельзя. 

- Вы еще преподаете в ТГПУ. Много ли среди студентов тех, кто хочет работать именно в школе?

- Есть те, кто сознательно выбрал профессию педагога и готов идти в школу. Таких, как правило, сразу видно. Они легко устанавливают контакт с детьми, проходили практику в лагерях, работали вожатыми. Знаю, что многие выпускники вузов идут работать в школу после практики. 1 сентября мы видим их среди молодых коллег. Приятно узнавать, что молодые специалисты используют в своей работе то, чему научились, например, проходя практику, в том числе, здесь, в Гуманитарном лицее.

- Какой самый главный совет, который вы дали бы молодым педагогам?

- Обычно я говорю студентам и молодым специалистам: чтобы завоевать авторитет у учеников, их нужно удивлять. Дозированно, конечно. Использовать любую информацию - это может быть знание предмета, а может быть что-то из личного опыта. Часто советую: организуйте свой первый урок так, чтобы дети в вас влюбились, не захотели отпускать после практики. Пусть у вас будут какие-то именно ваши "фишки". Нужно искать свой стиль, никого не копировать. Дети чувствуют, когда педагог неискреннен, старается кому-то подражать и говорит что-то только потому, что так надо. Скрыть эмоции или незнание чего-то очень сложно.  

- На ваш взгляд, со временем изменилось отношение к профессии учителя?

- Благодаря тому, что у меня в семье есть учителя разных поколений, я могу сказать, что чувствую разницу, как к учителям относились раньше и как сейчас. По рассказам мамы и бабушки, в "их" время авторитет учителя в семье был практически беспрекословный. Слова учителя не поддавались сомнению, критике и так далее. Сейчас все по-другому, авторитет нужно еще завоевать. И нередко сложнее это сделать не у учеников, а у их родителей. Надо сказать, что дети, порой, чаще умеют признавать где-то свою неправоту, возможно, ошибки, чем взрослые.

- Что самое сложное сегодня в профессии учителя?

- Большой объем бумажной работы. Наш лицей, конечно, хорошо оснащен в техническом плане. При этом на уроках я иногда наблюдаю, что дети устают от различных мультимедиа. Когда предлагаешь что-то полепить, поиграть, это вызывает больший интерес, чем возможность что-то посмотреть. Иногда, например, когда я предлагаю посмотреть какой-то учебный фрагмент, ребята даже могут попросить,  чтобы я его сама пересказала.

- Много сегодня говорится о зарплатах педагогов. Есть ли возможность у учителей достойно зарабатывать?

- Зарабатывать возможность есть, но достойный уровень зарплаты достигается за счет дополнительных часов. А хотелось бы обойтись без жертв. Ведь учитель может потратить это время на что-то другое - на семью, на хобби. И дети в результате от этого выиграют - к ним придет отдохнувший человек, которому интересно то, что он делает.

Русский язык и проверка тетрадей: легко ли молодым педагогам в школе

Дарья Рудник преподает русский язык и литературу в гимназии № 55 города Томска. Пришла сюда больше трех лет назад, школа - ее первое место работы после университетской скамьи. Говорит, что профессию учителя выбрала сознательно - тянуло еще с детства.

«В университете проходила практику, у меня все получилось, многое стало понятно. Хотя практика и работа - разные вещи. Во время практики кажется, что ты еще только что-то пробуешь, а когда приходишь работать, уже все по-настоящему. И оценки ставишь уже по-настоящему. Первые три года чувствовался какой-то энтузиазм, дополнительным стимулом была стипендия, которая выплачивалась молодым специалистам»,
– рассказывает Дарья Сергеевна.

- Что для вас самое сложное в вашей работе?

- Наверное, то, что она отнимает очень много сил и времени. Предполагаю, что, в том числе, из-за этого молодежь не слишком стремится работать в школе, многие не выдерживают. У меня еще специфика предмета такая, что приходится проверять очень много тетрадей. Возможно, поэтому и такая острая нехватка учителей русского и математики - после рабочего дня в школе остается проверка тетрадей. Трудно "вклинить" в работу еще хоть что-то для себя. Сейчас вот решила походить хотя бы на тренировки. 

- Как вас приняли ваши ученики? Легко ли было завоевать у них авторитет?

- Сначала восприняли не очень серьезно. Но задача учителя - показать, кто учитель. От человека многое зависит. У меня не возникает особых проблем с дисциплиной. Но слышала от коллег, что такое случается. Это тоже на кого-то влияет, человек чувствует, что, возможно, не на своем месте и уходит. У меня есть еще классное руководство, к счастью, с родителями тоже повезло. Сразу меня восприняли, как учителя, обходимся без конфликтов.

- Чувствуете ли вы интерес детей к учебе?

- На мой взгляд, дети больше любят литературу. Возможно, потому что там можно как-то не напрягаться. С русским сложнее, там нужно много учить, а это не всегда интересно. К школьной программе по литературе интерес есть не всегда, хотя что-то свое ребята читают. Где-то к 9 классу появляется интерес к тем произведениям, которые мы изучаем. Например, ребята с удовольствием прочитали "Евгения Онегина", "Героя нашего времени", "Мертвые души". Сейчас посмотрим, как восьмиклассники воспримут "Капитанскую дочку".

- Что все-таки удерживает вас в школе?

- Когда видишь результат своей работы. Мне это важно. Приятно, когда слышишь, что дети вдруг начинают говорить твоими словами. В этот момент понимаешь, что что-то ты все-таки в них вложил. У нас есть классные часы, мы проводит в это время  разгые беседы, в том числе, воспитательные. Это тоже возможность наблюдать, как формируется личность ребенка.

Добавим, Дарья Сергеевна Рудник стала победителем конкурса «Первые шаги в профессию-2021». А Вера Андреевна Гайдашова - один из лауреатов премии города Томска в сфере образования.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter
ВАКАНСИЯ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
Читайте и смотрите нас в Telegram!
71483
9
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

{{ inf.title }}

{{ inf.date1 }}, {{ inf.date2 }}
{{ inf.source }}
Поделиться:
{{ inf.photo_info }}
{{ inf.full_story }}
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
Читайте и смотрите нас в Telegram!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Предложить новость:
Отправить
Предложить новость:
Ваше сообщение принято, благодарим за обращение!