В Томске разработали новый препарат, обнаруживающий два вида рака

15.07.2021, 16:13

В Томске проходит первую фазу клинических испытаний новый радиофармпрепарат на основе радиоактивного изотопа. Он чувствителен сразу к двум видам рака: молочной железы и простаты. С его помощью врачи планируют увеличить точность диагностики опухоли, что позволит сделать лечение более эффективным и щадящим для пациента в сравнении с химиотерапией. Корреспонденты программы "Вести-Томск" встретились с врачами и учёными.

Точно и безболезненно обнаружить раковые клетки и метастазы - главные характеристики препарата, над разработкой которого сейчас трудятся томские ученые. Препарат состоит из белка и изотопа. Первый компонент - обнаруживает опухоль, а второй позволяет увидеть раковую клетку на экране.

«Радионуклидные методы позволяют увидеть биохимию инвива. Смотреть, как отличается одна опухоль от другой на малекулярном уровне и тогда уже подбирать правильный препарат»,
– говорит Владимир Толмачев, директор Научно-исследовательского центра "Онкотераностика".

Диагностический препарат разработали вместе с НИИ онкологии. В России подобные исследования проводятся впервые. Даже в мировую клиническую практику они пока не вошли из-за ряда сложностей.

«Мы засеваем клетки, они дорастают до определенного уровня. После этого из этой лаборатории переносится в следующую, где добавляется радиофармпрепарат и потом уже теструется в нижней нашей лаборатории на гамасчетчике непосредственно уровень, насколько связались препараты с таргетными молекулами»,
– говорит Евгений Плотников, доцент Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий Томского университета.

Первыми испытателями препарата стали лабораторные мыши. Когда эксперимент удался. томские ученые перешли на новый этап. Препарат был введен 20 пациентам с диагнозами рак молочной и предстательной железы. Опухоль удалось визуализировать, увидеть реакцию организма на переносимость препарата. Теперь важно провести дозимитрию.

«У пациентов не отмечается никаких побочных нежелательных явлений. Основные показатели жизнедеятельности у них до введения и после внутревенного введения препарата однократного остаются прежними. И кроме того, что безусловно важно, мы имеем возможность визуализировать регионарные метостазы с этим препаратом»,
– говорит Роман Зельчан, старший научный сотрудник отделения радионуклидной диагностики НИИ онкологии ТНИМЦ.

Уже в следующем году, при благоприятном исходе, разработчики расчитывают приступить к терапевтическим исследованиям. Они будут более эффективные и щадящие для пациента по сравнению с химиотерапией. Однако, и от классического лечения специалисты октазываться пока не собираются.

WhatsApp для ваших новостей +7 903 915 42 10