Как Арктика влияет на глобальное потепление? Исследования с воздуха провели томские ученые

13.11.2020, 17:01
tvtomsk.ru
Поделиться:
ФОТО: техник-фотограф ЛКАС ИОА СО РАН Сергей Белан

Масштабную летную экспедицию в Арктику провели сибирские ученые. Цель - сбор аналитических данных для прогноза развития глобального потепления и его последствий. Арктика интересна тем, что температура там растет быстрее, чем в других районах Земного шара, поэтому климатические изменения, происходящие в этом регионе, рассматриваются в качестве индикатора глобальных процессов.

Летная экспедиция проходила на самолете-лаборатории ТУ-134 «Оптик». Он является единственным лётным научным комплексом, используемым академическими институтами в России. Главным организатором экспедиции стал томский Институт оптики атмосферы имени В.Е. Зуева, участие приняли также сотрудники Научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор», Института химической кинетики и горения и Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С.А. Чаплыгина.

«Изменения, которые в настоящее время происходят в Арктике, имеют существенное значение для нашей страны и не только. Они могут сказаться на экономике, на находящихся там предприятиях и населенных пунктах. Если климат будет меняться, будет уходить вечная мерзлота, под угрозой окажутся города, поселки, построенные в Арктике газопроводы и нефтепроводы. Ученым сегодня важно проанализировать существующее положение дел, спрогнозировать изменения, которые могут произойти, а также скорость этих изменений»,
– рассказал в интервью "Радио России" научный сотрудник Института оптики атмосферы, начальник наземного отряда летной экспедиции Георгий Ивлев.

«Тревожные звоночки» по поводу происходящего в Арктике сегодня подают многие исследователи. Наблюдения за составом атмосферы в этом регионе ведутся с суши, с бортов научно-исследовательских судов и станций, расположенных на льдинах. Участники экспедиции, организованной Институтом оптики атмосферы, провели измерения в воздухе на высотах от 200 метров до 10 километров. Заборы проб проводились над сушей и над морской поверхностью. Часть измерений была сделана прямо в полете, часть проб обиралась на фильтры для последующего изучения в лабораториях. Например, сотрудники ГНЦ ВБ «Вектор», таким образом, исследуют обитающие в воздухе микроорганизмы.

«На борту самолета-лаборатории было установлено оборудование, с помощью которого можно проводить измерения в полете. Это газоаналитический и газоаэрозольный комплексы, лидары, фотометры. Часть приборов была разработана или приобретена специально для этой экспедиции»,
– рассказал Георгий Ивлев.

Работа на борту самолета-лаборатории (фото техника-фотографа ЛКАС ИОА СО РАН Сергея Белана)

По его словам, уже в процессе измерений было видно, что идет активный сток углекислого газа на поверхность суши и моря. Также ученые отметили на исследуемых территориях в Арктике повышенную концентрацию метана. Этот газ способен существенно усиливать«парниковый эффект».

«Данные – еще в обработке. Единственное, что очевидно, это – активное поглощение углекислого газа водной поверхностью и повышенные концентрации метана в приводном слое воздуха над всеми морями Ледовитого океана и над Беринговым морем Тихого океана. В приземном слое атмосферы концентрация метана выше на 10–15% чем на больших высотах в тех же районах. Является ли метан продуктом деятельности океана или принесен с материка предстоит выяснить»,
– рассказал о предварительных результатах проведенных исследований заместитель директора Института оптики атмосферы имени В.Е. Зуева начальник летной экспедиции Борис Белан.

Поселок Тикси, который стал одним из мест базировании экспедиции (фото техника-фотографа ЛКАС ИОА СО РАН Сергея Белана)

Добавим, как ранее заявлял президент Российской академии наук Александр Сергеев, выбросы метана в российской арктической зоне требуют серьезного изучения.

«Антропогенная деятельность, углекислый газ могли стать спусковым крючком, чтобы усилился «парниковый эффект». Не исключено, что начала работать страшная самоподдерживающаяся цепочка - из-за таяния вечной мерзлоты пошел метан, метан усиливает парниковый эффект существенно. Это опаснейший тренд, который нужно изучать изо всех сил сейчас»,
– цитирует Александра Сергеева портал «Новости сибирской науки».

С помощью самолета-лаборатории томские ученые также проводят регулярные исследования атмосферы в Новосибирской области, в районе Караканского бора. Эта работу томичи ведут совместного проекта с японскими учеными.

«Сложность в том, что Институт не имеет своего самолета-лаборатории, мы арендуем его у Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С.А. Чаплыгина. Много времени занимает монтаж и демонтаж оборудования, кроме того, не смотря на то, что коллеги из СибНИА стремятся предоставить нам наиболее выгодные финансовые условия использования самолёта, стоимость лётного часа воздушного судна постоянно растёт по независящим о них причинам»,
– рассказал Георгий Ивлев.

Напомним, в 2019 году во время своего визита в Томск президент Российской академии наук Александр Сергеев сообщил, что намерен обратиться в правительство РФ с предложением, чтобы строительство исследовательских воздушных судов было включено в национальный проект «Наука».

Полную версию интервью можно послушать на странице "Радио России" на нашем сайте.

ФОТО: техник-фотограф ЛКАС ИОА СО РАН Сергей Белан

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
WhatsApp для ваших новостей +7 903 915 42 10
63673
9
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

{{ inf.title }}

{{ inf.date1 }}, {{ inf.date2 }}
{{ inf.source }}
Поделиться:
{{ inf.photo_info }}
{{ inf.full_story }}
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Предложить новость:
Отправить
Предложить новость:
Ваше сообщение принято, благодарим за обращение!
Лента новостей
{{ news[0][1][0].date2 }}{{ news[0][1][0].title }}
{{ ( news[0][1][1] ) ? news[0][1][1].date2 : news[1][1][0].date2 }}{{ ( news[0][1][1] ) ? news[0][1][1].title : news[1][1][0].title }}
{{ n[0] | datetitle }}
{{ ln.date2 }}