Томские ученые приблизились к победе над раком на генетическом уровне

15.09.2020, 12:23

Сегодня День всемирной борьбы с лимфомами. В России около 4% раковых заболеваний относится именно к этой группе злокачественных опухолей. Лечить больных с онкологией помогут томские ученые. Специалисты НИИ медицинской генетики томского НИМЦ анализируют генетические маркеры, которые могут улучшить эффективность лучевой терапии. Все подробности в материале "Вести-Томск".

Для работы в распоряжении молодых ученых выращенные в пробирке опухолевые клетки. Именно на этих линиях и идут все эксперименты по отключению или слому гена. Сломать ген - это заставить работать его неправильно.

«Сейчас есть много технологий редактирования генома. Одна из самых последних -  CRISPR/Cas9. Ее часто сравнивают с "умными" ножницами, потому что она позволяет в любой участок генома внести направленные изменения. То есть вы можете любой ген, какой вам хочется, выключить»,
– уточнила младший научный сотрудник лаборатории геномики орфанных болезней НИИ медицинской генетики Томского НИМЦ Рената Савченко.

Тема исследования связана с анализом нескольких генов, которые могут быть вовлечены в процесс формирования индивидуальной чувствительности к радиации.

«Нас интересуют те гены, которые подвергаются воздействию радиации. Мы эти гены облучаем и смотрим, что происходит, сравниваем их с нормальными. И вот получается, что если эти гены выключить, то клетки становятся более чувствительными к радиации и их проще уничтожить. Это хорошо, когда дело касается именно раковых клеток»,
– отметила Рената Савченко.

В процессе работы ученые столкнулись с неожиданным открытием, которое сейчас они пытаются подтвердить экспериментально.

«Мы обнаружили гены, которые отвечают за радиочувствительность. Исходя из данных литературы и всего того, что мы знали раньше, невозможно было предсказать, что именно эти гены будут связаны с радиочувствительностью. Именно в этом и заключается работа Ренаты. Мы берём гены, которые не связаны с чувствительностью, и находим их новые функции с помощью системы редактирования генома»,
– прокомментировал старший научный сотрудник лаборатории цитогенетики НИИ медицинской генетики ТНИМЦ, доктор биологических наук Станислав Васильев.

Пока исследователи только в начале своего пути и занимаются накоплением знаний о том, как поведут себя клетки если в них отключить тот или иной ген, или наоборот заставить его работать сверхнормы. Сейчас уже идут пилотные исследования совместно с томскими онкологами по использованию активности этих генов для прогнозов в лучевой терапии.