Геологи ТГУ выясняют, как извержения вулканов повлияли на месторождения золота

06.08.2019, 13:16
ФОТО: tsu.ru

Томские геологи выясняют, как извержения вулканов повлияли на месторождения золота. Геологи ТГУ вернулись из экспедиции в Якутию, где они проводят исследования по поиску новых месторождений, сообщила пресс-служба вуза.

Определить перспективные для добычи районы помогает изучение крупных изверженных провинций, образовавшихся в результате магматических процессов сотни миллионов лет назад. Именно с ними связано формирование месторождений золота, никеля, меди, платины, алмазов. Исследования проводятся при поддержке Научного фонда ТГУ имени Д.И. Менделеева.

«В качестве полигона исследований выступает одна из крупнейших золотоносных провинций — Алданская. В этой провинции находятся такие известные месторождения, как Лебединовское, Куринахское, не так давно в западной части Алданского щита были открыты месторождения Таборное и Гросс. В 2017 году на фланге этих объектов обнаружили новое крупное проявление золота, но его границы еще не ясны, запасы не посчитаны»,
– рассказывает руководитель экспедиции, декан ГГФ ТГУ Платон Тишин.

Объектом изучения геологов Томского государственного университета являются зоны несогласия — места, где резко меняется состав горных пород. Там сотни миллионов лет назад под влиянием извержений древних вулканов и других магматических процессов происходили интенсивный нагрев земной коры и циркуляция химических растворов, содержащих золото. Эти растворы поднимались к поверхности Земли и накапливались на границах гранитов и песчаников, где формировались полезные ископаемые, в том числе мощные залежи золота.

В ходе экспедиции сотрудники лаборатории геохронологии и геодинамики и студенты геолого-географического факультета занимались отбором проб рудных и магматических пород. Абсолютный возраст этих образцов будет определён с помощью уникальной установки для проведения радиоизотопного датирования. Она была куплена на средства мегагранта Правительства РФ и позволяет датировать объекты возрастом до четырех миллиардов лет.

«Между возрастом крупных изверженных провинций и формированием месторождения существует связь. Например, залежи алмазов появились там, где КИП насчитывает около 300 миллионов лет. Подобную закономерность мы ищем применительно к месторождениям золота. Алданский щит для нас является экспериментальной площадкой, где мы собираем информацию, которая поможет в дальнейшем значительно сократить сроки и территорию поиска новых золотоносных месторождений»,
– объясняет Платон Тишин.

Результат работы по проекту геологи представят в конце года.