Как избежать стресса в школе: советы психолога родителям первоклассников
1 сентября за парты сядут не только дети - по сути, вся семья идет в школу. И главное здесь - правильный настрой. Томский психолог Татьяна Рыжова объясняет: если мама и папа негативно настроены (например, срабатывает собственный опыт), если всё, что они ждут от нового этапа в жизни ребенка - это "ужас", "каторга", "11 лет мучений" - их настроение передаётся ребёнку и в итоге уже его школьный опыт может стать отрицательным. Лучше представьте - у вас и вашего ребенка открываются новые горизонты, он получит свежие знания, найдет хороших друзей, научится справляться с трудностями! Ваши ожидания оправдываются, помните об этом. Обязательно выскажите ребенку свой восторг и уважение: "Вот ты и вырос. Теперь ты школьник, я горжусь тобой".
Вспомните свои годы в школе. Расскажите ребёнку о самых ярких моментах, смешных историях, о хороших и понимающих учителях. Если ваш опыт был негативным - лучше о нём не рассказывать, убеждает психолог.
Помните, что адаптация к школе длится около полугода, а иногда и до года. На адаптацию влияют несколько факторов: физический уровень развития ребенка, самостоятельность, усидчивость, внимательность, коммуникабельность, его интересы. Похвала и поддержка родителей помогут поскорее привыкнуть к школе и новому режиму.
В начальной школе очень важно научить ребенка учиться. Он должен понимать серьезность обучения и хотеть заниматься. Мотивируйте! Ребенку нужно объяснить, что любые знания могут пригодиться - здесь можно привести примеры знакомых и героев фильмов или книг.
Запаситесь терпением. При этом принимайте ребенка таким, какой он есть. Смиритесь с тем, что ему, к примеру, не нравится математика, что буквы не выходят идеальными. Зато у него есть другие плюсы и что-то получается лучше, чем у других. Нужно только разглядеть! Выслушайте ребенка и поддержите его в его чувствах.
Никогда не делайте задания вместо ребенка. Ваша задача - просто быть рядом. А уроки - это "работа" ребёнка. Младшим школьникам намного легче выполнять домашнее задание в присутствии родителя. Договоритесь, что ребенок сам делает легкие задания, а сложные - вместе с вами. А спустя какое-то время договоритесь, чтобы ребенок все выполняет самостоятельно, а вы - только проверяете.
Учите первоклассника распределять время и преодолевать трудности. Психолог Татьяна Рыжова советует завести так называемый "чек-лист": список на каждый день. Это несколько вопросов, ответы на которые не займут больше 5 минут в день. Можно спрашивать устно, но лучше - в письменной форме.
Примерные вопросы: 1. Что сегодня ты сделал приятного для себя (посмотрел мультфильм, погулял с друзьями). 2. Что ты сделал для своего здоровья (гимнастика, пробежка). 3. Что ты сделал сегодня для своего успеха в жизни (то, что не нравится, но приближает к успеху - сам сделал уроки, узнал что-то новое). 4. Что ты сделал хорошего для своих родных (приготовил маме завтрак). 5. Что ты сделал для своего дома (убрался в комнате и пр.). Отмечая свои достижения, ребёнок "растёт" в собственных глазах, учится быть дисциплинированным, добиваться целей.
Нужно научить школьника не зацикливаться на проблемах, а стараться продолжить достижения. Не ругайте его за неудачи, постарайтесь вместе разобраться, почему так получилось, и что можно сделать, чтобы всё исправить.
Психологи подчёркивают - эмоциональный фон семьи - самое главное. Спокойны родители - спокоен ребенок. Если ему хорошо дома, ему хорошо везде. Поэтому на всё реагируйте с любовью и помните - вы - пример для ребёнка. Держите себя в руках, не паникуйте заранее и решайте проблемы по мере поступления.