Сейчас в эфире

−10°C

USD 63.30 (-0.08)

EUR 67.20 (-1.03)

Археологи откопали под Томском ценные артефакты: продолжить раскопки мешают застройщики

08.10.2014 19:36
Михаил Голубев

Археологи томского университета отыскали в окрестностях областного центра поселение раннего Средневековья. Ценные артефакты из бронзы и стали они сегодня продемонстрировали журналистам. Работы велись в самом большом на юге Томской области археологическом комплексе. И ему сейчас, по словам учёных, угрожает полное исчезновение.

Учёные обнаружили китайские монеты позапрошлого тысячелетия, украшения и предметы поминальных сооружений. Тимирязевский археологический комплекс называют летописью материальной дописьменной истории Томской области. Здесь и сегодня можно найти артефакты, начиная с Каменного века, и заканчивая ранним Средневековьем: диапазон - пять тысяч лет.

Несмотря на очевидный успех раскопок, сами исследователи называют их аварийными. Они вынуждены их производить не потому, что им захотелось, а из-за развернутой пять лет назад стройки коттеджей. Фундаменты будущих зданий заливаются прямо на территории археологического комплекса.

Археологи вынуждены работать в авральном режиме. Ведь строительство коттеджного посёлка продвигается гораздо быстрее, чем их раскопки. И строители не гнушаются даже тем, что переносят границу объекта археологического наследия самовольно. Есть риск, что памятник истории будет утрачен безвозвратно.

Часть объектов, имеющих археологическую ценность, в ходе стройки уже разрушены. По поводу строительства поселка «Снегири» у томских ученых давно возникали претензии. По их мнению, в этом месте затевать строительство вообще не стоило. А если землю под застройку все-таки выделили, то застройщик должен оплатить археологические раскопки. Но не оплатил.

В этом году областной департамент культуры дал свои гарантии, что раскопки, положенные по закону, всё-таки будут произведены и оплачены. Исследователи, наконец, в конце лета смогли приступить к работе. Как результат - тысячи уникальных находок, истинную ценность многих из них ученым еще только предстоит определить.